2015 год – Год литературы в Российской Федерации




В Подмосковье завершился театральный фестиваль «Мелиховская весна»

26.05.2015

С 16 по 23 мая в Музее-заповеднике Мелихово в 16-й раз прошёл Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна", в котором приняли участие 11 театров из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, а также студенты Российского университета театрального искусства - ГИТИС. Одной из характерных особенностей нынешнего фестиваля стало участие в нем большого числа молодых режиссеров и актеров, спектакли которых были особенно тепло встречены зрителями «Мелиховской весны-2015». Специфика программы фестиваля состояла в том, что в ней преобладали инсценировки прозаических произведений А.П. Чехова и композиций о его жизни и творчестве. Но, при этом, фестиваль безусловно прошел под знаком «Чайки». В год 120-летия великой пьесы на «Мелиховской весне» с успехом были показаны две её театральные версии. Ей же было посвящено и торжественное открытие фестиваля, блестяще представленное Мелиховским театром "Чеховская студия".

Из спектаклей, отобранных оргкомитетом и экспертным советом, в который были приглашены ведущие театральные критики России, была сформирована насыщенная и качественная в творческом плане программа фестиваля. Открыл её Мелиховский театр, показавший два спектакля: «Чижик – Пыжик, где ты был?» и « Jamais» (Жамэ). Первый поставлен актером театра Евгением Пеккером по рассказам А.П. Чехова, главными героями которых являются дети. Последняя по времени премьера театра - спектакль «Jamais» (Жамэ) по оригинальному сценарию Татьяны Федюшиной - создан по письмам А.П. Чехова и его любимой женщины Лики Мизиновой, а также по некоторым фактам биографии писателя. Спектакль, в котором предпринята попытка разглядеть за известным образом великого писателя Чехова-человека, поставил художественный руководитель театра Владимир Байчер.

Международная программа фестиваля стартовала спектаклем «Забавные опыты любви» Театра «Zero» из Израиля. Этот гротескный и, при этом, глубокий и трагический спектакль поставлен режиссерами Мариной Белявцевой и Олегом Родовильским по композиции из трёх рассказов А.П.Чехова, объединённых невеселой темой супружеской измены. Однако в тот же вечер печальное настроение, навеянное израильским спектаклем, рассеял Московский областной ТЮЗ своим спектаклем «А чой-то ты во фраке?». Режиссёр Валерий Персиков, художник Ирина Балашевич, музыкальный руководитель Григорий Слободкин и превосходные артисты театра вдохнули новую жизнь в хорошо знакомый зрителям мюзикл Сергея Никитина и Дмитрия Сухарева, в основе которого - пьеса-шутка А.П. Чехова «Предложение». Яркая, озорная, изысканная в театральном смысле, точно сыгранная и великолепно исполненная музыкально комическая опера для драматических артистов в жанре русского лубка заставила зрителей не только живо откликаться на остроумные искрометные шутки и театральные гэги, но и сопереживать одиноким, очень трогательным героям чеховской пьесы, стремящимся к человеческому теплу и любви.

Как уже было сказано, на нынешнюю «Мелиховскую весну» «прилетели» две «Чайки»: одна из Воронежа, другая из Санкт–Петербурга. Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова сыграл свой спектакль на сцене Серпуховского музыкально-драматического Гортеатра. «Чайка», поставленная художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств России Владимиром Петровым - это крупномасштабное многослойное, очень современное по форме и по сути театральное полотно, открывшее новые страницы в истории постановок великой пьесы и подарившее любителям театра несколько великолепных актерских работ. Отличительная особенность этого спектакля - сочетание глубокой, скрупулезной психологической проработки чеховской пьесы и поиска новых театральных форм ее воплощения. В отличие от воронежского спектакля «Чайка» Санкт-Петербургского «Театра Дождей» в постановке худрука Натальи Никитиной – это камерное театральное произведение, созданное в традициях русского психологического театра. Этот тонкий, неспешный «актерский» спектакль, показанный в полумраке мелиховского «Театрального дома», продемонстрировал бережное отношение большинства актеров к тексту пьесы, их стремление не просто эффектно сыграть ту или иную сцену, но в полном смысле слова прожить судьбы своих героев и попытаться донести до зрителя важнейшие мысли, вложенные драматургом в их уста.

Спектакль по известной повести А.П. Чехова«Дуэль» показал постоянный участникфестивалей «Мелиховскаявесна» Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого. «Дуэль» - это одна из последних по времени премьер этого театра, которую поставил его главный режиссер Сергей Бобровский. В спектакле, жанр которого обозначен как «драматические эскизы», подробно и скрупулезно исследуются взаимоотношения двух главных героев повести, нежелание понять друг друга и в конечно итоге непримиримая вражда которых едва не приводит к трагическому финалу. Театр вслед за А.П. Чеховым взывает к терпимости людей по отношению друг к другу, подчеркивает уникальность, исключительность любой человеческой судьбы и утверждает, что каждый имеет право на выборсвоего жизненного пути.

Грустное театральное сочинение под названием «Птица счастья», соединившее два рассказа А.П. Чехова «Княгиня» и «Душечка», показал Нижегородский театр комедии.Композиция создана режиссером спектакля, педагогом Российского университета театрального искусства – ГИТИС Ириной Промптовой. В проникновенном, негромком спектакле сделана попытка преодолеть привычные стереотипы восприятия чеховских героинь – легкомысленной, самовлюбленной княгини и тихой незаметной, мечтающей о простом человеческом счастье женщины – «вековуши», как назвал ее Л.Н. Толстой. И то, что в этом спектакле обеих женщин играет одна и та же актриса, подчеркивает похожесть самых разных женских судеб вне зависимости от того, какое место в обществе они занимают.

Изюминкой фестиваля стали спектакли театральной молодежи, прежде всего, московской. Столичный Театр «Etcetera» под руководством Александра Калягина ночью на веранде дома А. П. Чехова показал спектакль "Ваш Чехов". Молодая актриса и режиссёр Анна Артамонова, получив грант Министерства культуры России, поставила свое же театральное сочинение, созданное по письмам и фрагментам произведений Антона Павловича. В исполнении молодых артистов театра рассказ о жизни Чехова прозвучалсвежо, искренно, просто и, главное, с огромной любовью к героям повествования. Среди них - сам Антон Павлович, братья писателя, его сестра Мария, Игнатий Потапенко и, конечно, Лика Мизинова, которую превосходно играет автор композиции и режиссер. Творческим сюрпризом для зрителей стал исполнитель главной роли актер Федор Бавтриков, который не только внешне очень похож намолодого Антона Павловича, но и, судя по всему, старается соответствовать своему герою и своими душевными качествами.

Недавняя премьера Московского драматического театра «Сфера» «Безотцовщина» стала одним из немногих спектаклей фестиваля, который можно отнести к разряду режиссерских. Создав свою сценическую версию ранней пьесы А.П. Чехова, молодой режиссер Владимир Смирнов поставил необычный, странный по сути и по внешнему рисунку, но, при этом изысканный и остроумный спектакль. Режиссеру и виртуозно сыгравшим свои роли актерам удалось найти в запутанной истории взаимоотношений неприкаянных героев пьесы трагикомические и даже фарсовые и гротескные нотки, что лишь подчеркивает общее трагическое ощущение безысходности существования героев и разрушения семейных традиций и устоев.

Завершили фестиваль молодые артисты из дальнего и ближнего зарубежья. В последний день на сцену «Театрального двора» вышла ученица одного из постоянных и самых любимых участников «Мелиховской весны», легендарного«русского испанца» Анхеля Гутьерреса, Мария Муньос, сыгравшая моноспектакльпо знаменитой «Каштанке». Если бы даже этот прелестный, забавный, яркий, грациозныйи трогательный спектакль не сопровождался титрами на русском языке, он был бы понятен любому зрителю без перевода. Потому что творчество А.П. Чехова способно преодолеть любые языковые барьеры…А в последнюю ночь фестиваля зрителей ждал настоящий праздник молодости, красоты, обаяния и таланта. Юные студийцы Рижского русского театра им. Михаила Чехова на веранде дома А.П. Чехова сыграли композицию из ранних рассказов писателя, поставленную режиссером и педагогом из Санкт-Петербурга Еленой Черной. Спектакль с несколько загадочным и игривым названием «Свидание хотя и состоялось, но…» посвящен встречам и расставаниям, влюбленностям и разочарованиям самых разных мужчин и женщин, свидания которых в большинстве своем сопровождаются забавными, порой нелепыми ситуациями и курьёзами. Режиссер и ее юные подопечные взялись, пожалуй, за один из самых сложных театральных жанров – комедию. И, безусловно, победили! Свидетельство тому – гомерический смех зрителей во время спектакля и продолжительные овации после него.

Одним из самых запоминающихся моментов фестиваля стало «Театральное вечернее чаепитие», посвященное памяти замечательного театроведа Татьяны Шах-Азизовой, которая была не только идейным вдохновителем, но и одним из активных организаторов последних «Мелиховских вёсен». Поэтому нынешний фестиваль, прошедший спустя несколько месяцев после ее ухода из жизни, был негласно посвящен именно Татьяне Константиновне, считавшей «Мелиховскую весну» одной из своих главных творческих миссий. Отрадно, что организаторы фестиваля нашли возможность опубликовать в официальном буклете несколько фрагментов научных трудов Т.К. Шах-Азизовой, объединенных рубрикой «Пьесы Чехова и их судьба». Думается, что высокое качество спектаклей нынешней «Мелиховской весны», привлекших большое количество любителей творчества А.П. Чехова, стало данью памяти другу, вдохновителю и, как многие ее называли, дивной «маме» чеховского фестиваля.

Все материалы раздела «Новости»