2015 год – Год литературы в Российской Федерации




Выставка «Православные древности Серпуховского края» в рамках проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России»

16.04.2013

Серпуховский историко-художественный музей готовится второй раз принять участие в проекте Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России». В 2008 году Серпуховский музей показал москвичам и гостям столицы шедевры русского искусства 1870-1910-х гг. из своего собрания.

В этом году в залах ГТГ на выставке «Православные древности Серпуховского края» будут представлены более 70 экспонатов (иконы, книги, декоративно-прикладное искусство, графика) из собрания музея.

Выставка будет проходить с 16 апреля по 28 июля 2013 г. в Инженерном корпусе ГТГ (Лаврушинский переулок, 12).

Музей обладает богатой художественной коллекцией. В разделе русского искусства 2-ой половины XIX – начала XX вв. представлены академизм, салонная живопись, передвижничество и художественные направления 1890-1910-х гг. (в т.ч. коллекции произведений С.Т. Конёнкова и Н.С. Гончаровой). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию из Остафьева, имения Вяземских и Шереметьевых.

Среди 40 000 экспонатов, хранящихся в Серпуховском историко-художественном музее, особенное место принадлежит произведениям древнерусского искусства. Они являются не только образцами искусства очень высокого уровня, но и реликвиями отечественной истории.

Иконы, церковная утварь, книги поступали в музей из различных источников: большая часть экспонатов происходит из личного собрания серпуховской фабрикантши А.В. Мараевой, а также из построенной на ее средства в 1908-1912 гг. Покровской старообрядческой церкви; некоторые предметы попали в 1920-1960 гг. прошлого столетия из серпуховских монастырей и храмов. С 70-х гг. ХХ века ведется активная работа по реставрации и изучению памятников православного искусства в Серпухове.

Анна Васильевна Мараева (1845-1928 гг.) – знаковая фигура в истории древнего Серпухова. Хозяйка мануфактурного производства, глава одного из самых состоятельных купеческих семейств Московской губернии имела довольно скромное домашнее образование. Однако это не помешало ей стать владелицей художественной коллекции, ранее принадлежавшей известному коллекционеру Юрию Всеволодовичу Мерлину. О художественных вкусах Анны Васильевны может свидетельствовать и тот факт, что автором проекта ее особняка был известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. Фасады и интерьеры здания, в котором сейчас размещается Серпуховский музей, – интересный памятник отечественной архитектуры конца XIX века. Обладая крупными денежными средствами, Мараева не забывала и о простых людях, о «малых сих». До сих пор сохранились здания больницы и богадельни при ее предприятии в Серпухове.

Старинные и редкие иконы, рукописные и старопечатные книги, приобретенные Анной Мараевой, составили «ядро» музейной коллекции древнерусского искусства. Будучи состоятельной старообрядкой беспоповского толка, она целенаправленно собирала сокровища «древлего благочестия». Они находились в домовой моленной Мараевой, а также в Покровском храме при ее фабрике. Ряд икон из мараевской коллекции находится сейчас в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, они известны не только специалистам, но и любителям отечественной старины и искусства. Среди представленных на выставке в Государственной Третьяковской галерее шедевров особо надо отметить новгородскую икону конца XV в. – Николай чудотворец с житием. Икона экспонируется впервые после реставрации и показывает высокий уровень мараевской коллекции.

Известные ныне серпуховские монастыри Владычный и Высоцкий были некогда заметными очагами культуры Московской Руси. По преданию, каменное строительство в этих обителях велось уже в конце XIV века. Естественно, их храмы украшались на протяжении ряда столетий иконами и утварью. Икона начала XVI века Преображение и напрестольный крест 1599 г., греческий напрестольный крест 1627 г. происходят из ризницы Высоцкого монастыря. Панагия второй половины XV в., икона 1607 г. царевича Дмитрия хранились во Владычном монастыре.

Иконы, поступившие в музей из приходских церквей Серпухова, дают хорошее представление о состоянии местных художественных кадров в XVII-XVIII столетиях. Редкость иконографических изводов и богатство живописных приемов отличают иконы Богоматерь Печерская 1688 г. (автор – иеродиакон Сергий), Пятичастная 1702 г. (предполагаемый автор – монах Лаврентий). Все экспонаты выставки убедительно свидетельствуют о духовном богатстве отечественной культуры.

Программа мероприятия:

14.00 - Пресс-конференция

16.00 - Открытие выставки

Все материалы раздела «Анонсы событий»